О проекте


Проект «С книгой по жизни»


 

1. Краткая аннотация проекта

В 2015 году творческая группа учителей-филологов (Шлёнская Н.Л., Николашева Е.А., Зайчикова Е.А.) приняла участие в Республиканском конкурсе мультимедийных презентаций «Новые идеи», где презентовала проект «Чтение с увлечением». В процессе внедрения проекта появилась потребность в его расширении. Так, соблюдая принцип методической матрёшки (комплекс взаимосвязанных инновационных проектов, программ и подпрограмм для учителей и учащихся), которым руководствуемся в нашей школе, появился дочерний проект «С книгой по жизни», который ставит задачей сформировать потребность в ежедневном общении с художественной литературой. Мы хотим включиться в республиканский процесс поддержания интереса к чтению и книге, содействия развитию читательской грамотности, созданию условий популяризации чтения в современном обществе, чтобы 2016 год чтения позволил сказать нам: «ДНР – самая читающая страна в мире!».

2. Обоснование необходимости проекта

Среди современных людей, ориентированных на Интернет-пространство, отмечается резкое снижение интереса к художественной литературе. Бытует мнение, что люди стали меньше читать. Однако, как показывают современные исследования, такое мнение является ошибочным. Усреднённый нынешний читатель – реципиент Интернет-публицистики, который декодирует не меньшее количество знаков, нежели читатель прошлого поколения. Изменилось само понимание чтения, под данным процессом разумеется скорее восприятие информации, нежели искусство взаимодействия с книгой. Процесс изменение ориентира чтения влечет за собой ряд рисков:
- отсутствие сформированного критического и аналитического мышления;
- снижение качества мыслительных процессов;
- формирование искаженных моральных ценностей;
- несформированность читательского опыта;
- сужение кругозора читателя;
- понижение качества памяти;
- ухудшение качества восприятия информации (в силу информационного шума).
Главным компонентом, выполняющим познавательную, эстетическую, дидактическую, информационную функции, всё же должна оставаться художественная литература. В последние годы, к сожалению, выявлено замещение этого компонента другими элементами информационного пространства. Поэтому актуальной проблемой является формирование современного читателя – вдумчивого, ориентирующегося в литературном пространстве, умело владеющего инструментарием читателя, навыками в работе с научной, художественной литературой, активного участника мировых читательских событий и движений.
Современному государству нужны умные, самостоятельные, творческие, счастливые люди. Умение понимать, сравнивать, задавать вопросы, размышлять, задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот самые актуальные умения современного человека. Они не могут существовать без умения читать. Кто как не школьный учитель литературы может помочь в этом. Все это даёт нам основания считать целесообразным и необходимым внедрение данного проекта в образовательный процесс нашего учебного заведения.

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта
Формирование потребности в ежедневном общении с художественной литературой


Задачи проекта
- сформировать потребность в ежедневной работе с художественной литературой;
- развивать интерес к изучению художественной литературы;
- учить работе с художественной литературой;
- повысить читательскую компетентность;
- увеличивать читательский опыт обучающихся;
- пропагандировать семейное чтение;
- создать электронную базу аудиокниг;

4. Основное содержание проекта

Проект состоит из следующих блоков
1. Блок «Family Reading Club» (FRC).
А) Готовимся к чтению
Семейное чтение очень давняя традиция, которая, к сожалению, практически утратилась сейчас. Стоит отметить, что формирование традиции семейного чтения должно происходить ещё в дошкольном возрасте. Однако не все родители уделяют должное внимание этому вопросу. Поэтому мы планируем сотрудничество с детскими садами микрорайона. Здесь необходимо проводить просветительскую работу с родителями.
Б) Воспитываем юного читателя
Следующим этапом на пути формирования традиции семейного чтения становится момент, когда ребёнок осваивает азы чтения. Чрезвычайно важным на этом этапе является роль семьи. Задача школы – просветить, помочь, поддержать родителей на этом участке создания юного читателя.
Каждый родитель должен знать о психофизиологическом значении чтения для развития интеллекта ребенка, его органов чувств, его способностей, творческой активности. В семье должны понимать, насколько важно общение ребенка с книгой для нравственного, гражданского, духовного становления его личности, для общения с другими людьми. Родителям необходимо разбираться в детской литературе и знать основы психологии и педагогики чтения.
В) Активный читатель
После освоения азов работы с художественной литературой и текстом обучающийся переходит к следующему уровню читательской компетентности. Задача данного этапа – удержать интерес к чтению. Детям нужно осознавать, что чтение – это модно, необходимо. Поэтому следует приобщать их к мировому читательскому движению, сформировать прагматичную потребность в чтении, обеспечить перспективную мотивацию к чтению. Человеку XXI века следует нетривиально объяснить, кем он станет, читая/кем он станет, не читая.

Система мероприятий по реализации целей и задач блока
«Family Reading Club»
Название блока
Мероприятия
Участники реализации, ответственные
Сроки реализации
«Family Reading Club»







А) Готовимся к чтению

Лекторий для родителей детского сада «Книги с пелёнок»
Учителя начальных классов, родители
Сентябрь
Букроссинг «Сказка для всех»
Учителя-предметники, родители, воспитанники
Сентябрь
Школа будущего первоклассника.Создание рекламных буклетов «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Декларация прав читателей».
Учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, родители
Октябрь




Б) Воспитываем юного читателя
Экскурсия в библиотеки микрорайона 
Библиотекарь, классные руководители 1-4 классов, обучающиеся
Октябрь (осенние каникулы)
Конкурс семейных фотографий «Читаем вместе»
Классные руководители 1-4 классов, родители, обучающиеся
Октябрь 
Лекторий для родителей «Как создавать читателя»
Классные руководители 1-4 классов, родители
Ноябрь
Праздник книги «Мама, папа, я – читающая семья»
Классные руководители 1-4 классов, обучающиеся
Ноябрь







В) Активный читатель
Школа талантливого чтения. Конкурс чтецов прозы. Конкурс чтецов поэзии
Учителя литературы, обучающиеся
Декабрь
Внеклассное мероприятие «Чтение – вот лучшее наслаждение»
Педагог-организатор, классные руководители 5-7 классов, обучающиеся 5-7 классов
Март
Конкурс презентаций «Каким будет мир без книги?»
Учителя литературы, обучающиеся 8-9 классов
Март
Конкурс мотивирующих текстов «С книгой по жизни»
Учителя филологического цикла, обучающиеся 10-11 классов
Март


2. Блок «Страна книг»
Неоценимым элементом в процессе создания потребности в общении с художественной литературой, несмотря на век прогресса, является библиотека. Мы придерживаемся категоричного мнения, что первый читательский опыт должен быть подкреплён библиотечными ресурсами, так как библиотекарь исполняет роль консультанта и ментора в общении с книгой. Однако не все дети хотят и любят посещать библиотеку. Наша задача преодолеть возможный барьер и заинтересовать начинающих читателей книжницей.
Система мероприятий по реализации целей и задач
блока «Страна книг»
Название блока
Мероприятия
Участники реализации, ответственные
Сроки реализации





«Страна книг»
Экскурсия в библиотеки города
Классные руководители 5-11 классов, библиотекарь, обучающиеся
Январь (зимние каникулы)
Участие в работе «Свободной мини-библиотеки»
Библиотекарь, классные руководители 1-11 классов
В течение года
Проведение библиотечных уроков
Библиотекарь,обучающиеся
В течение года
Школьный кинозал «Строение книги»
Педагог-организатор, обучающиеся 1-4 классов
Февраль
Конкурс эссе «Компьютер или книга?»
Учителя филологического цикла, обучающиеся 5-7 классов
Февраль
Фотовыставка «Книга и человек»
Библиотекарь, обучающиеся
Март


3. Блок «Аудиокопилка»
Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Таким образом, выделяют аудиалов, визуалов, кинестетиков. Стоит отметить, что восприятие информации на слух на 10% эффективнее, нежели обычное чтение. Не стоит отвергать такой способ знакомства с художественной литературой, поэтому мы предлагаем уникальный по своей природе проект – создание школьного банка аудиокниг.
Издание, представленное в форме аудиокниги, имеет ряд преимуществ перед печатной версией. Важнейшим из них выступает более глубокое восприятие информации, передать которое в традиционной книге просто невозможно. Музыкальное сопровождение, фоновые звуки, дикция — все это формирует новые яркие образы в сознании и способствует усилению глубины восприятия аудиокниги.
Прослушивание аудио версий книг значительно развивает мышление, усиливает восприятия информации, даже без концентрации внимания слушателя. Мы предлагаем детям самим стать создателями такого материала.
Система мероприятий по реализации целей и задач
блока «Аудиокопилка»
Название блока
Мероприятия
Участники реализации, ответственные
Сроки реализации




«Аудиокопилка»
Конкурс дикторов аудиокниг среди родительской общественности «Я расскажу тебе сказку»
Классные руководители 1-11 классов, родители
Октябрь
Создаём фонохрестоматию вместе. Конкурс чтецов аудиокниги
Классные руководители 5-11 классов, обучающиеся
Ноябрь
Формирование каталога аудиокниг
Библиотекарь,обучающиеся 5-11 классов
В течение года


4. Блок « Раскрутим книгу»
Удержание интереса в области чтения – залог плодотворной работы учителя-предметника, поэтому мы предлагаем использование современных технологий популяризации чтения. Главное преимущество этого блока – отсутствие границы между современным миром подростка и процессом мотивации к чтению.
Система мероприятий по реализации целей и задач
блока «Раскрутим книгу»
Название блока
Мероприятия
Участники реализации, ответственные
Сроки реализации





«Раскрутим книгу»
Буккроссинг «Моя первая книга»
Классные руководители 1-4 классов, обучающиеся 1-4 классов
Ноябрь
 Работа литературной гостиной «Пульс»
Учителя филологического цикла, обучающиеся 8-11 классов
Декабрь
Квест «По страницам книгЛ.Н.Толстого»
Учителя филологического цикла, обучающиеся 9-11 классов
Март
Флешмоб «Книга, которую сейчас читаю»
Учителя-предметники, обучающиеся 5-7 классов

Апрель
Конкурс буктрейлеров «Моя любимая книга»
Учителя филологического цикла, обучающиеся 10-11 классов
Апрель
Создание лэпбуков «Мой любимый автор»
Учителя филологического цикла, обучающиеся 5-7 классов
Май
Флешмоб «Книги о Великой Отечественной войне»
Учителя-предметники, обучающиеся 8-9 классов

Май
Создание и функционирование блога «Все о чтении в ДОШ I-IIIступеней №85»
Учитель литературы, педагогический коллектив школы, обучающиеся, пользователи сети Интернет
Постоянно

5. Ресурсы

Проект рассчитан на 1 год с последующим внесением необходимых корректив. Информационное сопровождение проекта – работа сайта ДОШ №85http://school85.pp.ua, функционирование блога «Все о чтении в ДОШ I-III ступеней №85». Ознакомление педагогического коллектива с результаты внедрения проекта планируется осуществить на итоговом педагогическом совете.

Реализация проекта предполагает включение следующих участников:
1. Обучающихся
2. Родителей обучающихся
3. Педагогического коллектива школы № 85 (Состав участников проекта: администрация школы, учителя начальной школы, учителя филологического цикла и классные руководители)
4. Педагогического коллектива ДОУ №220, №279
5. Библиотекаря
Для функционирования проекта необходима материально-техническая база (компьютер, сеть Интернет, проектор). Финансирование проекта – при наличии свободных средств.

6. Целевая аудитория.

Проект предполагает вовлечение не только участников образовательного процесса школы (обучающиеся, родители, учителя, библиотекарь школы), но и перспективных участников образовательного процесса. Мы хотим организовать пропедевтическую подготовку будущих первоклассников и их родителей посредством сотрудничества с детскими садами микрорайона.

7. Ожидаемые результаты и социальный эффект.

- улучшение качества организации семейного чтения;
- воспитание активного развитого читателя;
- формирование эстетически развитого читателя;
- повышение количества активных читателей художественной литературы среди обучающихся;
- создание электронной базы аудиокниг;

8. Перспективы дальнейшего развития проекта

Распространение педагогического опыта в районной Школе молодого учителя, презентация проекта среди учителей гуманитарного цикла района. Публикация проекта «С книгой по жизни» в профессиональных педагогических изданиях.

9. Использованные информационные ресурсы.

1. Шлёнская Н. Л., Николашева Е. А., Зайчикова Е.А. Информационная карта «Модели формирования у учащихся культуры чтения». Модель «Чтение с увлечением» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://director85.pp.ua/model-chtenie-s-uvlecheniem/2. Литературная гостиная “Пульс” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school85.pp.ua/literaturnaya-gostinaya-puls/



Распространение опыта

Творческие учителя – читающие дети

8 апреля 2016 года творческая группа учителей Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней №85 на совместном методическом объединении учителей начальных классов и учителей гуманитарного цикла презентовала свои работы в рамках проекта
«С книгой по жизни» (автор Зайчикова Елена Александровна.), целью которого является формирование потребности в ежедневном общении с художественной литературой.
Для развития читательской активности с помощью визуализации известных фактов из книг и их авторов учителями созданы мини – проекты на темы: «Дядя Стёпа – юбиляр. 80 лет вместе с художниками – иллюстраторами», «Любимым книгам – 90лет» (Кучма Светлана Александровна, Матрёнина Наталья Станиславовна , Марченко Нелли Васильевна), «Юбилейный хоровод – 2016» (заведующая библиотекой Деревянко Светлана Владимировна, Огородник Лариса Викторовна), «Наши современники - детям», «Детские писатели» (Мороз Лариса Петровна, Павлий Наталья Викторовна, Сивопляс Вита Владимировна). В своей работе педагоги нашей школы профессионально используют программу Power Point 2007 и инфографический сервис Easel.L., который предоставляет возможность конструировать красивую инфографику.


Работы учителей направлены в Донецкий РИДПО для участия в виртуальной выставке проектов педагогов начального образования «В творческой мастерской любимого писателя»; посвящённой Дню детской книги в номинациях «Детские произведения через инфографику» и «Инфографика и детские писатели».


2 комментария: